Привлекательные кованые вещи не могут использоваться вечно. Чтобы они были красивы и пригодны к использованию как можно дольше, проводят их покраску. Здесь используются самые разные материалы.
Прежде, чем начинать окрашивать кованые изделия, специалисты подготавливают его к тому. Если подготовка сделана плохо, это отрицательно скажется на будущей защите изделий от коррозии и сократит срок использования покраски. Подготовка старого изделия к повторной покраске включает в себя четыре этапа:
Перед использованием грунтовка тщательно размешивается. Наносить ее надо тонким слоем. Если надо, то она наносится два раза.
Прежде, чем грунтовать новые кованые предметы, их надо обезжирить. Чернометаллические предметы, которые только что из завода, вполне могут иметь пятна жира или масла. Некоторые элементы надо обезжиривать различными средствами. Вот средства, которые для этого применяются:
Внимание: перед работой с "химией", надо надевать защитные перчатки, очки и маску. Прикасаться голой рукой к обезжиренным поверхностям не стоит.
При не слишком высоких требованиях к окрашиваемой поверхности допускается пользоваться кистью. Она очень сильно облегчает работу с труднодоступными участками. Кисти обычно делаются из натуральной щетины. Иногда на них идет синтетика. Кисти из щетины непригодны для нанесения водоразбавляемых красок: они набухают от воды, после чего их остается только выбрасывать. Кисти различаются по толщине и форме.
Лучше металл окрашивается распылителями, эффективно и экономично наносящими краску. Таковые бывают воздушными или безвоздушными. А по методу подачи состава распылители бывают всасывающими или работающими под давлением.
Прежде, чем использовать распылитель, надо грамотно выбрать размер сопла. В процессе нужно держать вязкость ЛКМ под контролем.
Чтобы повысить долговечность и привлекательность кованого предмета, можно покрыть его различными материалами.
Пчелиный воск является одним из множества материалов, которой можно обработать кованую вещь. Это старый, но эффективный способ обеспечить металлу красивую черную поверхность, а также предотвратить его ржавление. Вот алгоритм работы в домашних условиях:
При этом газовую духовку можно заменить другим прибором, но с соблюдением температурного режима. А пчелиный воск можно и не смешивать с льняным маслом, однако в такой смеси он даст наилучший результат.
Вороненая кованая поверхность покрывается оксидной пленкой и приобретает черную окраску. Еще материал становится хорошо защищен от коррозии. Воронение проводится самыми разными методами - химическими и термическими.
Щелочное воронение. В ванночку из нержавеющей стали налить 1100 мл воды. Туда добавить 1 кг технической соды и чуть-чуть азотистого натрия. Раствор разогреть до 150 градусов. Обрабатываемую вещь продержать в нем полчаса.
Кислотное воронение. Сделать раствор в фарфоровой или керамической емкости. В пару литров воды добавить 4 грамма винокаменной и дубильной кислот. Продержав там 20 минут элемент, его промыть, протереть, высушить. Так можно воронить незакаленные стальные и медные предметы.
Температурное воронение. Кованый предмет нагревается до той температуры, когда кислород из воздуха станет реагировать с поверхностью обрабатываемого изделия. От силы нагрева зависит степень нагрева предмета.
Масляное воронение. Положить кованый предмет на кирпич и раскалить газовой горелкой до свечения. Далее его положить в емкость с маслом, а затем уложить на бумажное полотенце. Все повторить около пяти раз.
Внимание: химические способы воронения высокотоксичны. Они могут использоваться или в хорошо проветриваемом помещение, либо, что даже лучше, на свежем воздухе.
Битумный лак предназначен для повышения физических и химических показателей и эксплуатационных свойств кованых вещей. В такой лак входят специальный битум, полимерные смолы и растворители. Затвердевая, он окрашивает изделие в черный цвет. Это дешевый и хороший лак. Но пригоден лишь как временная мера.
Полиуретановый лак годится для окрашивания стальных, чугунных и алюминиевых вещей. Его следует наносить при температуре не ниже -30 и не выше 60 градусов. Высохшее покрытие становится прозрачным, матовым или глянцевым. Полиуретановый лак пригоден для меди и сплавов с ее участием. У него отличные свойства, в том числе защита от ржавления. Выдерживает температуру в диапазоне от -60 до 80 градусов.
Акриловый лак - отличная защита кованых изделий. Быстро сохнущей пленке нипочем влага и жара. Наносить при 5-30 градусах тепла. Такой лак придаст кованой вещи глянцевый блеск. Ему нипочем влага, термоперепады и УФ-лучи.
Это современный полимерный материал, не содержащий растворителей. Когда они напыляются на изделие, сухие частицы заряжаются электричеством. Металл окрашивается за счет их трения друг о друга из-за воздействия извне. Это "приклеивает" частицы краски к кованому изделию с противоположным зарядом. Обработанное изделие направляется в камеру, где будет проходить запекание порошка для полимеризации краски.
Стадии создания защитного слоя:
Пленка в конце появляется из-за охлаждения или отверждения. Если используются термоактивные материалы, пленку создает естественное отверждение. А термопластичные варианты создают пленку во время охлаждения.
Молотковая краска так называется потому, что на кованой поверхности от нее остаются рытвины, аналогичные тем, которые появляются после ударов молотка. Мелкие изъяны на высохшем рельефном слое не видны, хотя их можно заметить, если изделие выковано вручную. Такую краску наносят кистью, краскопультом либо тампоном. Средство трехкомпонентное. Для его нанесения поверхность грунтовать не нужно. Держится долго, будучи устойчивым даже к вандализму.
Внимание: молотковая краска густая, так что лучше ее наносить вручную, чем распылителем.
Дорогая кузнечная краска считается наиболее долговечной и хорошей. Покрытие может продержаться четверть века, так что такая краска более, чем просто окупается. В состав сходят полимеры, которым нипочем различные воздействия. Если грунтовка создана той же компанией, что и краска, то наносится даже на морозе. Высыхание моментальное.
Краска МЛ производится российскими компаниями. Предполагалось, что она будет альтернативой молотковым краскам. Краска МЛ похуже, чем иностранные ЛКМ, но лучше и долговечнее масляной краски.
Прежде всего окрашиваемую поверхность надо избавить от всего лишнего. От старой краски следует избавляться при помощи наждачки, промышленного фена, пескоструйного аппарата или смывки. Далее нужно выполнять три этапа покраски.
Ржавчину убирают наждачкой, преобразователем либо шлифовальным кругом. Преобразователь превращает ржавчину в химически нейтральное вещество, благодаря которому, защита от появления новой ржавчины только усиливается.
Очень влагостойкая грунтовка улучшает сцепление краски с поверхностью, предотвращает ржавление. Грунтовка - не износостойкий и не декоративный материал, но именно от нее не то, ни другое не требуется.
Краски часто наносят кистью или распылителем. При большом количестве завитков, орнаментов и прочего, сначала надо использовать распылитель, а потом, для труднодоступных мест, кисть. Иногда сверху наносят лаки, чтобы повысить защиту и срок эксплуатации.
Окрашивая кованые вещи, можно создавать комбинации всех этих ЛКМ. Например, краска может содержать компоненты против ржавчины.
Кованые вещи являются символом шика и грациозности. Так что ярко-желтый кованый стол - вещь нереальная. Здесь используются более благородные тона:
Бессмертен тренд на черные и темные кованые изделия.
Причем все это касается не только интерьера, но и экстерьера. Коричневый цвет отлично смотрится с кирпичной кладкой. Черный замаскирует разводы и просветы. Белый не перетянет на себя внимание, если установлены эстетичные окна. Серый подойдет для кладки из натурального камня. Терракотовый - интенсивен, насыщен, не желтеет.
Кованые предметы часто красят под старину. Патина или имитация естественных потертостей отлично украсят изделие. Кроме того, подобная отделка замаскирует мелкие изъяны и предотвратит появление ржавчины.
С возрастом на бронзовом или медном кованом изделии образуется патина. То есть, многослойный голубой либо темно-зеленый налет. Это не ржавчина. Наоборот, патина - декоративное "покрытие", защищающее от разрушения. Патина означает подлинность предмета старины. Такое изделие ценится намного выше.
Существуют два вида патины. Первый - естественная пленка, возникающая на кованом предмете под влиянием окружающей среды. Второй - искусственный аналог. Он создается, если на кованое изделие нанести специальные составы.
Такими свойствами обладают краски с металлическим эффектом. То есть, прозрачные лаки с пудрой - алюминиевой, бронзовой или медной. Варианты:
Отделка кованого предмета под старинную литую бронзу - дорогостоящий вариант. Так что здесь нередко используется специальная обработка кованого металла. А именно - алюминия и стали. Могут помочь патинирование с полупрозрачным лаком либо WS-Patina. Лучше всего использовать кисть: тогда на выпуклостях будут светлые участки, а в углублениях будут темные.
Далее наиболее высокие места в рельефе окрашиваются светлой бронзовой краской. Естественная полировка определенных мест на перилах и ручках проводится при их постоянном использовании по назначению. А искусственно то же самое можно сделать косточкой или поролоновой губкой, чуть-чуть смочив инструмент краской. Им надо обработать каждую выступающую часть.
Вещь, созданную горячей ковкой, надо предварительно отшлифовать до блестящей поверхности. Иначе темный налет окалины помешает ровному окрашиванию, а то и вообще отвалится в будущем. При окрашивании изделия, созданного холодной ковкой, его надо избавить от ржавчины и грязи. Далее вещь обезжирить и загрунтовать. Следует наносить три слоя краски:
Это создаст однотонную поверхность, похожую на бронзу. Ее даже можно состарить. Все стоит делать кистью.
Краска может создать и эффект старинной латуни. Это похоже на процесс патинирования. Алгоритм:
Тот же алгоритм применим и для покраски всего кованого под старинную медь. Только используется сначала ЛКМ с медной пудрой. Можно даже украсить предмет красноватой металлизированной краской.